05.05.2010 12:00
Рубрики
Культура
05.05.2010 12:00

Они видели будущее

В Иркутске открылась выставка к 100-летию русского авангарда

Свежий весенний ветер наконец-то не только выдул последние зимние приметы с городских улиц, но и ворвался в академические залы музеев. Именно такое ощущение возникает, когда попадаешь на выставку «КультУра!!! PROekta № 5», приуроченную к 100-летию русского авангарда, которая открылась в основном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.– Идея выставки возникла в рамках «Культ Уры!!! PROekta», который, как любой долгоиграющий проект, нужно было взбодрить, – пояснил организатор выставки, художник Владимир Соколов. – Мне вспомнилось, что грядет большая дата. Конечно, в этом смысле мы не Москва и не Санкт-Петербург, а как и другие российские города – провинция, и к русскому авангарду отношение у нас соответствующее. Вроде бы все знают, что есть какой-то Малевич со своим «Черным квадратом». Но для многих художников и самое странное – архитекторов, а ведь супрематизм и авангардизм – это вещи проектные – эта тема пустой звук. Хотя во всем мире наши авангардисты – отправная точка, особенно для архитекторов. 

Открывает выставку черный квадрат – пространство, на котором каждый участник или посетитель может с помощью белого маркера выразить свое отношение к происходящему. В экспозиции в двух залах представлены произведения 25 ярчайших художников, дизайнеров, архитекторов и преподавателей Иркутской области. Среди них Владимир Соколов, Владимир Дейкун, Аркадий Урбановский, Александр Подгорный, Анатолий Погребной, Лев Сериков, Елена Петрова и другие маститые и молодые авторы. А если посчитать ребят из Детской художественной школы №1 города Иркутска, то получится – более 50 участников. 

Разглядывая артобъекты, картины, инсталляции, невольно приходит мысль о фантастическом прорыве во времени, который совершили русские авангардисты. Ведь 100 лет прошло, а их идеи до сих пор вызывают споры, шокируют, а многие из них не до конца осмыслены. Вдумайтесь в этот парадокс – как может быть современно то, чему сегодня исполнился век? Работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Эля Лисицкого и других талантливых художников и архитекторов – это концентрированный «футуризм», в смысле попытка предсказать будущее, использовать который в чистом виде и сегодня по силам не многим авторам. 

Кстати, произведения искусства иркутских авторов и весь проект в целом наверняка вызовут споры среди иркутской общественности. Хотя по сути это, конечно, не авангард в чистом виде, а лишь его отголоски и преломления. 

– Эта выставка – событие в культурной жизни Иркутска, – считает заместитель директора по науке Иркутского областного художественного музея Татьяна Огородникова. – За пять лет существования проекта не только расширился состав участников, но и концепция с каждым разом становится глубже и значительнее. В этом году экспозиция ставит сложнейшую задачу – проследить влияние авангардизма на современное искусство. 

На выставке присутствуют самые различные элементы и стилевые особенности русского авангарда. Здесь мы можем увидеть живописный импрессионизм в творчестве иркутских художников Бориса Десяткина, Николая Вершинина и Геннадия Кузьмина. Традиции конструктивизма и кинетического (движущегося) искусства характерны для поставангардного периода в творчестве Владимира Соколова. В этом году известный дизайнер и художник вновь представил необычный мотоцикл. В его конструкции обращает на себя внимание свежевыструганная фактура необработанного дерева, из которого изготовлена основная поверхность, соединенная с металлическими винтиками, шестеренками, лампочками и другими элементами. Этот объект может иметь как утилитарное назначение – быть столом, сиденьем, так и быть независимым предметом интерьера.

Естественно, на выставке не могли обойтись без обращения к архитектуре. Яна Лисицина, известная своими легкими, символическими графическими и живописными работами, выступила в проекте как преподаватель, изучающий со студентами Иркутского государственного технического университета  наследие известного авангардиста архитектора Якова Чернихова. В экспозиции представлены разделы, посвященные его педагогической и проектной деятельности. 

– В разделе «По ту сторону архитектурной фантазии Якова Чернихова» мы взяли его рисунки зданий, которых у него бесконечное множество, и с помощью компьютерной программы перевели их в объем, – пояснила Яна Лисицина. – Таким образом, мы смогли увидеть не только фасад здания, но даже проникнуть внутрь. Нам открылись фантастические вещи – мы повернули одно высотное здание, и оказалось, что оно современно для людей XXI века. Это практически дом из Москва-сити. Как Чернихов, который творил в 1931 году, мог это нарисовать? Авангардисты как будто видели будущее.  

На выставке каждый из художников постарался выразить свое уважение к русскому авангарду. Так, по мнению дизайнера Любови Можаевой, он открыл визуальному миру орудия труда и средства – простые формы, чистые цвета, которые современные художники используют в своем творчестве. Например, работа, представленная Союзом криэйторов Приангарья, членом которого является Любовь Можаева, «Рояль в квадрате» сверху – супрематизм, а с боку постмодернизм. 

– Любой здравомыслящий человек, который увидит, что в Иркутске проходит выставка, посвященная столетию русского авангарда, сильно удивится, – считает модератор выставки, член Союза архитекторов России и Союза дизайнеров России, профессор ИрГТУ Марк Меерович. – Это необычно, но очень правильно, потому что дух, который в 1920–1930-е годы возник на волне переустройства образа жизни, принципов искусства, удивительным образом прорастал из поколения в поколение творчески ориентированных людей. Эта выставка в определенной степени и просветительская, и отчетная, но и проблемная. Она ставит перед всеми вопрос: какое место в жизни современных людей занимает авангард? Мы, к сожалению, очень мало знаем историю, а ведь вся сегодняшняя методика функциональной работы архитекторов основана на разработках конструктивистов, в неискаженном виде. То есть все архитекторы, проектируя, делают это так, как они придумали.  

Кстати, во время работы экспозиции в музее пройдут мастер-классы и тематические лекции по русскому авангарду. Кроме того, в газете «Областная» состоится круглый стол по теме: «Современное искусство – новое или хорошо забытое старое?». А пока до конца мая иркутяне смогут сами поискать ответ на этот вопрос, а также убедиться в том, что искусство, даже если оно заключено в рамку, – не имеет границ.

 Слово «авангард» впервые употребил Александр Бенуа в 1910 году в статье о выставке «Союз русских художников», где осудил их. К 1913 году «центр тяжести по искусству», как писал художник Павел Филонов, действительно переместился в Россию. Опыт ведущих мастеров Франции, у которых учились русские художники, уже не мог помочь. Впервые появилось явление беспредметности – черта, которую не решились переступить французские кубисты. А русские: Кандинский, Ларионов, Малевич, Филонов, Татлин, Матюшин сделали это один за другим и создали собственные формы беспредметного искусства.