У каждого есть право говорить и быть услышанным

Деревня Заречная – социально защищенное поселение для взрослых людей с психофизическими нарушениями, нуждающимися в пожизненной помощи и сопровождении. Одно из немногих, существующих в нашем регионе. Здесь свой уклад, свой ритм.

Заречная – не только место жизни и работы ее обитателей, это микросоциум, основной задачей которого является создание и поддержание соответствующего климата в коллективе. В основе жизни лежит ритм: дня, суток, недели, года… Ритм суток предполагает здоровое чередование бодрствования и сна. Дневной ритм включает в себя множество повторов, необходимых для поддержки инвалидами понимания происходящего.

До недавнего времени в документах ребенка с нарушениями умственного развития можно было увидеть диагноз «необучаемый». Теперь таких записей врачи-психиатры не делают. Признано конституционное право ребенка с отклонениями в развитии учиться по особым программам в специализированных классах.

Они учатся понимать окружающий мир, приобретают трудовые навыки, постигают радость общения. Но после того как они оканчивают специализированную школу, вся «радость общения», как правило, замыкается или на родительской квартире, или государственном интернате, в котором они находятся пожизненно. Рабочие места, создаваемые по квоте для инвалидов, подразумевают трудоустройство людей с физическими ограничениями. Люди с нарушениями умственного развития считаются нетрудоспособными, хотя и могут работать в специально созданных для них условиях, при помощи наставников.

«Конечно, их труд не может быть рентабельным, но ведь не производительность в данном случае ставится во главу угла, ценится сама возможность быть полезным, радоваться полученным результатам», – так рассудили мамы, имеющие детей-инвалидов, когда решили организовать под Иркутском социальную деревню. В 1999 году в деревне Усть-Балей родилось новое поселение – «Заречное». Начинание поддержали и областная администрация, и зарубежные спонсоры, поверившие в то, что российское общество движется в сторону гуманизации.

…Спокойное начало дня. Утро Виктор Колесников – директор социальной деревни «Заречная» – начинает мелодией на флейте. Перед завтраком все встают в общий круг. Ребята называют дату, день недели, число, год… Виктор рассказывает для всех, как должен пройти этот день, что в нем будет особенного. Если это рабочий день – где будет проходить работа, если выходной – какие развлечения ждут подопечных. Затем каждый по очереди проговаривает, что ему предстоит сделать, чем он будет заниматься.

– Важно, чтобы все члены коллектива знали, что происходит в течение дня. Главный принцип совместного проживания в социальной деревне – потребности каждого члена сообщества удовлетворяются трудом всех его членов, – объясняет Виктор. – Все работают друг для друга. У каждого есть определенный круг обязанностей.

До завтрака сотрудник Татьяна Колесникова отмечает с ребятами табель рабочего времени. Каждый рабочий день будет учтен при получении зарплаты.

– Совсем неважно, что стоимость рабочего дня символическая, – говорит Татьяна. – Для ребят важно знать, что их труд оценен, и тот, кто больше времени посвятил ему, вправе получить больше.

Таня Малкова встает раньше других. У нее особая обязанность – она готовит на всех завтрак. Каждый день – молочная каша, каждый день недели – разная. Завтрак начинается с молитвы. Затем все садятся за стол. Пользоваться ножом и вилкой здесь – нормальная практика, к этому ребят приучили еще в школе. Во время еды – спокойная беседа. Беседе здесь придается особое значение. Она – центр духовной жизни маленького сообщества. Темы самые разные: библейские, общечеловеческие, морально-нравственные, политические… После завтрака собираются в мастерскую. Летом прибавляется труд на огороде. Кто-то остается работать по дому: дежурить по кухне, убирать со стола, мыть посуду, мести и мыть пол. В большом доме идеальная чистота. Просторный холл застелен домоткаными дорожками, уютные комнаты по-домашнему украшены вышитыми салфетками и рисунками. Каждая комната, кстати, имеет здесь свое название – «рябина», «верба», «камыш», «береза»…  

Рабочие места в мастерской закреплены за каждым в определенное время суток. Работают ребята в течение дня три раза по полтора часа. Часть – занимается ткачеством, часть – работает в столярной мастерской. Татьяна и Виктор Колесниковы продумывают для каждого весь технологический процесс.

– Вот это приспособление для Маши, – показывает Виктор. – Сюда она ставит ногу, здесь крутит ручку. Раньше Маша не то что работать – стоять не могла. Не понимала, что от нее требуется. Теперь этой проблемы уже нет. В столярной мастерской мы делаем из дерева пирамидки, вырезаем бабочек, машинки и вот таких «птиц счастья». Если дернуть за деревянный шарик, «птица» машет крыльями. Красиво, правда? Девочки на станках ткут половики, занимаются вязанием, бисероплетением. Работы хорошо раскупаются на ярмарках. Случается, что и заказы выполняем.

Все ребята с удовольствием занимаются спортом. Они – участники специальных олимпиад. Алеша, Таня и Коля показывают многочисленные медали.

– Я занимаюсь легкой атлетикой и лыжами, – с гордостью говорит Таня, демонстрируя свои достижения. – С Андреем мы ездили на соревнования в Самару. Были в Москве. Я в первый раз летала на самолете. Сначала очень испугалась, так страшно было! В Москве ходили на Красную площадь, видели Кремль. Там ворота открывались и черные машины заезжали…

Свои награды спешит показать и Коля. Он так же занимается лыжами и прыжками в длину.

Алеша и Женя показывают, как готовятся к предстоящему спектаклю. Они мастерят богатырские шлемы из папье-маше:

– Вот так, надо взять клей, хорошенько намочить бумагу, чтобы стала мягкой, а потом аккуратно приклеить. Потом лаком покрывать, красиво получается и долго держится.

По воскресеньям ребята с сотрудниками делают газету. Уже вышло более 190 номеров «Деревенской газеты». Ребята с помощью ведущего вспоминают, какие события в течение недели были главными, какие запомнились, что произошло в жизни деревни, что заметили во время прогулки, что изменилось в природе. Затем распределяют, кто и на какую тему будет делать рисунок. Все желающие могут принять в этом участие. После газета обязательно зачитывается вслух и вывешивается на всеобщее обозрение.

«Деревенская газета № 9. 21 марта, – читаем приклеенный на стене листок. – Приехала мама Алеши. Все ребята были рады. Таня проболела всю неделю, поэтому ребята Коля и Алеша ей помогали. Коля кормил собак, Алеша убирал около будок. Таня, чтобы отблагодарить друзей, помогла им с уборкой в доме. Рома готовил текстиль для дорожек. Он разрезал материал ножницами. Эта работа ему понравилась. Все ребята остались довольны друг другом и решили, что они дружная команда, которой все по плечу».

Вечером перед сном в большом доме – тот же круг, что и утром. В центре горит свеча. Проходит обмен впечатлениями от прожитого дня. Виктор дает общую картину произошедшего, описывает предстоящий день, затем каждый проговаривает, что он будет делать завтра. Говорит тот, у кого в руках замшевый мешочек. Уважительно и внимательно здесь выслушивают каждого. Некоторые просто молчат или выдерживают паузу, но все терпеливо ждут: у человека есть право голоса, но ведь есть и право хранить молчание…

– Я приготовила овсяную кашу, – рассказывает Таня. – Накормила ребят, все меня благодарили.

– Я помог Жене, – вспоминает Алексей. – Он мне как брат. Мы дружно живем, всегда помогаем друг другу.

– Я вымыл пол и вытряс половики, – хвалится Коля.

Сотрудники, поощряя ребят, согласно кивают головами.

– Главное – бережно отнестись к каждому, постараться создать ситуацию, когда человеку не хочется закрыться, принять защитную позицию. Не морализировать, не читать нотацию, не поучать, а прочитать в глазах одобрение и согласие, почувствовать одобрение. Когда человек приходит к какому-либо решению сам, это становится его позицией, – убежден Виктор.

– Нами было замечено, что молодые люди, живущие в деревне, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье, – отмечает организатор и создатель проекта «Социальная деревня «Заречная» Наталья Рагутская. – Они более самостоятельны, независимы, способны брать ответственность на себя, стремятся к выполнению принятых обязательств. Жизнь перестает быть рутиной, когда в ней принимаешь участие, когда задумываешься о ней, а не ведешь себя, как робот. Трудная задача, но она достойна звания Человека, какими бы способностями он ни обладал.