Анатолий Стрельцов: Театр – это храм искусства, а поход в театр – ритуал

Традиционно принято воспринимать театр через спектакли, которые приходят смотреть зрители. Но на самом деле спектакли – это верхушка театрального айсберг. Все, что скрыто от глаз публики, – тоже театр, огромный живой организм, где каждый человек – не «винтик и колесико» производственной машины, а важная частица единого целого.

Поэтому создание условий для его здоровой жизни тоже в своем роде искусство. Об этом наш разговор с директором Иркутского драмтеатра Анатолием Стрельцовым:

– 27 марта весь мир отмечает День театра, и это еще раз подчеркивает важность того дела, которым мы занимаемся, для формирования человеческой личности. И я выражаю признательность и благодарность всем, кто думает о театре, служит в театре, и всем, кто его посещает. Мне хочется поблагодарить людей, которые сделали очень много для Иркутского драматического, и которых, к сожалению, нет в живых: Аркадия Тишина, Ивана Климова, Александра Бермана, Виктора Егунова. И еще очень и очень многих, кто отдал охлопковской сцене свою душу и сердце. Театр – это семья. Он жив, пока жива связь поколений. И я хочу низко поклониться старшему поколению артистов, поблагодарить среднее и порадоваться, что наша молодежь продолжает традиции, не размениваясь на пустяки. Ведь у нас в репертуаре всегда есть классика, и Чехов, и Вампилов, сейчас появился Распутин.

– Это не очень праздничная тема, но говорят, что театрам в России сейчас проще ставить комедии, ведь зритель на них идет охотнее, а значит, и прибыль больше. Отличается ли ситуация в Приангарье?

– К сожалению, не может быть везде капитализм, а у нас коммунизм. И если посмотреть репертуар нашей большой сцены, то мы увидим, что она тоже подвержена коммерциализации, примерно наполовину. Если вы посмотрите на афишу любого театра России, то увидите, что от 50 до 90% репертуара – это постановки на потребу зрителя. Так происходит потому, что театральное искусство сегодня является сферой услуг. Это большая мина замедленного действия, которую мы подкладываем под культуру нашей страны. Мы все прекрасно помним знаменитый лозунг древнего Рима «хлеба и зрелищ», не на уровне философских размышлений Софокла и Еврипида, а на уровне битвы гладиаторов, которые сегодня мы каждый день видим по телевизору.

– Анатолий Андреевич, все-таки хочется надеяться, что в Иркутске все иначе?

– Ну, если говорить об Иркутской области, то нужно отметить, что отношение к искусству у нас гораздо лучше, чем в других регионах. Ведь я много езжу и вижу, в каком положении находится эта сфера в других городах России. А у нас так, наверное, исторически сложилось еще с губернатора Муравьева-Амурского, который открыл здесь театр. Может быть, поэтому и современные руководители всегда считали за честь помогать театру, вспомним Юрия Ножикова, Бориса Говорина, Игоря Есиповского. И спасибо Дмитрию Мезенцеву, который вместе с министерством культуры и архивов делает сегодня для театров все, что возможно. И мне бы хотелось поздравить в этот день все структуры государственной власти, которые решают вопросы жизни театра, его работы и финансирования. Но есть и ложка дегтя – нам бы очень хотелось, чтобы государство обратило внимание на человека театра. Ведь пенсия народного артиста в разы ниже, например, госслужащего. Ведь каждый из артистов – это достояние Иркутской области и города Иркутска. Но, к сожалению, у нас до сих пор не получалось контакта с администрацией города, ведь мы имеем областной статус и почему-то не можем войти в городские программы, при этом работаем-то мы в основном для жителей Иркутска.

Нам очень бы хотелось уйти из сферы услуг, но это не в компетенции правительства Иркутской области. Думаю, может быть, с помощью наших депутатов в Государственной думе РФ мы сможем обратить внимание на эту ситуацию.

– Не хочется думать, что зрители идут в театр на комедии охотнее, чем на серьезные спектакли, ведь театр изначально был культовым искусством.

– Я немного пессимист. И 90% зрителей сегодня почему-то ходят в театр для того, чтобы отдыхать, а не за тем, чтобы совершать духовную работу. Я не считаю, что театр обязательно должен быть нравоучительным, но душа обязана трудиться. И нам все-таки очень хочется разговаривать со зрителем на интеллигентном языке. Поэтому мы ставим перед собой задачу воспитать зрителя. На все это направлены наши театральные программы, и в частности литературные вечера «Этим летом в Иркутске».

– Неужели в этом году состоятся «Литературные вечера»?

– Да, они пройдут с 9 по 11 июня. Закончены переговоры с Валентином Курбатовым и Львом Аннинским, который проведет творческий вечер по своей книге «Барды» с участием ведущих исполнителей в этом жанре. Состоится вечер памяти издателя Геннадия Сапронова, одного из вдохновителей и организаторов литературных вечеров. А также презентация фильма «Распутин. Река жизни», который в прошлом году снял Сергей Мирошниченко, о поездке писателя в зону затопления Богучанской ГЭС.

– Вы говорите, что театр относится к сфере услуг. Какой же механизм оценки эффективности театра существует?

– Количество проданных билетов. Мы отчитываемся количественным показателем, а не качественным.

– Чем же это плохо, и как может быть иначе?

– Например, если театр получил задание от государства на определенные спектакли, то, я думаю, меня должны спрашивать не сколько я денег заработал, а сколько людей посмотрели эти спектакли. Может быть, я одним школьникам продам билет по 50 копеек, а другим, возможно, еще и розу куплю, чтобы они пришли на спектакль. Все зависит от того, какую мы задачу ставим. Я думаю – воспитание человека. Например, в год Чехова, может быть, я приглашу школьников на спектакль и каждому подарю значок «Я люблю Чехова» или угощу их чаем, прочитаю отрывки из пьес и расскажу о драматурге. Но у меня нет на это времени, я должен зарабатывать деньги, хотя и молодежное театральное движение, и «Алые паруса» – это, по сути, бескорыстная акция театра.

Но когда мы говорим о развитии культуры Иркутской области, ставим задачи построить дворец, провести фестиваль, мы иногда забываем, для кого мы это делаем. Кто в него придет? Кто в нем будет выступать – Гергиев или Пугачева? И много ли людей придут слушать Гергиева? Может быть, нам нужно задуматься о том, чтобы готовить зрителей, развивать музыкальные школы, строить консерватории и разнообразить музыкальную жизнь нашего общества, создать систему воспитания человека. Ведь он воспитывается через искусство, спорт, а не через сферу услуг.

– Задам избитый вопрос, чувствуете ли вы кризис?

– Благодаря нашему правительству – практически нет. Но могу сказать, что интенсивность нашей работы по сравнению с прошлым годом возросла практически на 50%. Нам немного урезали деньги на ремонт, приобретение мебели, техники и тому подобное, но основные наши статьи – зарплата, содержание здания, гастроли – нам оставили. Мы только на одно деление поясочек затянули.

– А куда вы поедете в этом году на гастроли?

– В Улан-Удэ, и повезем туда Шекспира, Распутина, Вампилова, а Улан-Удэнский драматический театр будет работать в нашем здании.

– Кстати о здании, службы, которые курируют состояние памятников, часто ставят вас в пример как идеального пользователя. Ведь сколько лет прошло после ремонта, а театр не обветшал.

– Ну да, это не просто, тем более что у нас в городе из-за печного отопления очень много сажи. И чтобы наши белые стены оставались белыми, бригада маляров в начале года начинает белить в одном месте, а в конце года, завершив обновление, вновь возвращается в то место. Хоть Чехов и сказал: чисто не там где убирают, а там где не мусорят, на самом деле чисто там, где и не мусорят, и убирают.

– И это очень важно, чтобы театр и по содержанию, и по форме был храмом искусств?

– Однозначно, и об этом не нужно забывать. Ведь есть такое понятие, как намоленное место. Это вовсе не значит, что все должно быть в золоте. Театр потому и напоминает храм – ты вроде бы в толпе, в зрительном зале, но театр дает возможность остаться наедине с самим собой. Наверное, все дореволюционные постройки этим отличаются, потому что они для людей строились. Иркутский драматический театр действительно очень теплый, намоленный, потому что здесь бродят души наших предков.

– И входить в него нужно как в храм…

– Да, театр это искусство, к встрече с которым нужно готовиться. Я вот, например, как человек деревенский, перед тем как первый раз прийти в театр слушал рассказы своей учительницы, которая долго и красиво нам рассказывала про театр и про то, как нужно себя в нем вести. Она сказала, чтобы мы красиво оделись, и сама была в прекрасном платье голубого цвета. И это было очень верно, потому что поход в театр – это ритуал. И мне обидно, что в театре сейчас не переобуваются в туфельки, не общаются в антракте, не прогуливаются по коридорам. А ведь это такой шанс хоть на время перестать суетиться!