Игра стоит свеч!

Виталий Венгер снялся в кино

Главный герой документального фильма «Виля» никогда не грезил о кинематографе, его единственной любовью в актерской профессии оставался театр. Причем один – Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, которому он отдал полвека, и где, по его собственному признанию, родился во второй раз как человек и артист.

Однако, единственно, что зачастую оставляет роль в театре – отклик в душах зрителей, впечатление, бесспорно, бесценное и уникальное, но, к сожалению, бесполезное с точки зрения исторической фиксации. Поэтому и родился этот фильм, который в минувший понедельник презентовали иркутской общественности в «Доме кино».

С первых кадров ленты чувствуется, что фильм создавался в дружественной атмосфере. Редактором выступил журналист и писатель Арнольд Харитонов, оператором – лауреат Государственной премии Евгений Корзун. Автор идеи и режиссер фильма Изяслав Борисов в начале ленты посвящает зрителей в ее замысел:

– Идея этого фильма об актере Виталии Венгере, легендарном Виле, который уже в течение полувека – один из знаковых ликов Иркутска, родилась в доме нашего друга профессора Захаряна. И звезды как-то стали сходиться. Оказалось, что здесь же, в микрорайоне Солнечном, живут рядом и герой фильма, и те, кто составил нашу съемочную группу, а я, режиссер фильма, стал приезжать к ним из Новосибирска на съемки, на монтаж фильма. Вот так начался год нашего творческого содружества.

Авторы фильма, безусловно, понимали, что Виталий Венгер не просто народный артист РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», почетный гражданин города и области, это лишь, кстати, самые основные из множества званий, но и настоящий символ театрального Иркутска. Артист от Бога, и не запечатлеть его для потомков было бы в высшей степени несправедливо. Поэтому фильм, названный так трогательно – «Виля», – это не просто рассказ о творческом пути, но и одновременно исповедь артиста.

– Сыгранные мной роли теснятся в памяти, как брошенные дети, – признается Виталий Венгер. – Они не уходят в прошлое, а складываются в опыт. И уже не отделить сценическое от житейского. Роли как бы правят твоей жизнью и требуют постоянного возвращения. С каким упоением я сыграл бы теперь снова Адуева старшего, Герастрата, Тарелкина, Лаэрта, Адама. Одну из своих последних ролей – Тевье-молочника. Вглядываясь в сыгранное, в прожитое, я могу повторить – эта игра стоит свеч!

18 апреля народному артисту исполнится 82 года. Фильм знакомит зрителя с основными вехами в его жизни. В ткань документальной ленты органично вплетены фотографии разных лет самого главного героя, близких и значимых для него людей, учителей, однокурсников, коллег-актеров, режиссеров. Особенно много снимков Иркутска, как полноправного героя, сыгравшего одну из главных ролей в жизни артиста.  

– У Виталия Венгера очень интересная судьба: детство в фашистской Германии, где его отец был торговым представителем, – говорит директор и автор сценария фильма, театральный критик и профессор Сергей Захарян. – Юность в Москве, со всеми прелестями голодной, но счастливой жизни, в коммуналке на 30 комнат. Учеба в лучшей в России театральной школе – Щукинском училище при Вахтанговском театре, распределение в Иркутск, потрясающая история любви с красавицей Эльзой Павловной, с которой они вместе уже 58 лет.

Документальную ленту недавно показали в Ангарске, где она вызвала огромный отклик у зрителей. И это неудивительно, ведь талант Виталия Венгера известен далеко за пределами областного центра, ведь он как педагог исколесил всю Иркутскую область, проводя мастер-классы для артистов любительских театров. А в профессиональной кузнеце актерских кадров – Иркутском театральном училище – воспитал множество талантливых актеров. Сам же Виталий Венгер всю жизнь оставался прилежным учеником. Кто знает, может быть, именно в этом секрет его редкого дарования.

– Моя первая роль в Иркутском драматическом театре была – парень с чубом, в «Свадьбе с приданным», – вспоминает в фильме артист. – Я характерный актер, который через тексты, через наблюдения, изучение фотографий, речи, через эту какую-то, казалось бы, мелкоту, мишуру, учился. Люди собирают гербарий, а у меня были альбомы, куда я все записывал, где хранились вырезки – это была моя настольная книга, которая мне не раз пригодилась в работе.

Один из талантов Виталия Венгера – его редкое чувство юмора. Недаром среди его книг о театре, в которых артист выступает как писатель-документалист, особое место занимает книга «Венгершарж», выпущенная издателем Геннадием Сапроновым, где опубликованы созданные рукой артиста дружеские карикатуры его друзей и знакомых. И это еще одна грань таланта великого человека Виталия Венгера.

– Вспоминая Иркутск театральный, – признается в фильме Сергей Захарян, – я понимаю, что все всегда возникало вокруг этой личности, этого удивительного небожителя. Он всю жизнь был молодым, и всегда был талантливым. Грустно становится в Иркутске, когда такие люди покидают сцену, а смена не всегда возникает. Присутствие Венгера изменяло провинциальный Иркутск, делало его празднично-столичным. Когда он появлялся, то праздник заполнял весь зрительный зал. Я всегда удивлялся его свободе, его смелости, это такая старая уникальная мастерская-школа. И всегда это было с юмором. Я благодарен Иркутску за эти дни работы с Венгером.

А Иркутск будет всегда благодарен артисту за годы преданного служения.