Ваше право, защищайтесь!

Российские потребители активны, но юридически не подкованы

Сегодня закону РФ «О защите прав потребителей» исполняется 18 лет – совершеннолетие. Но еще не совершенство. Несмотря на то, что этот закон считается одним из самых прогрессивных в России, да и законодательство о защите прав потребителей корректируется практически ежегодно. Как говорят специалисты, за жизнью он все равно не поспевает.

Число обращений граждан растет ежегодно процентов на десять, говорит Нина Астраханцева, начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. Большинство претензий связаны с розничной торговлей, и лидируют в списке жалобы на мобильные телефоны. Также потребители активно жалуются на общественное питание, услуги ЖКХ, связи, качество ремонта бытовых предметов, медицинские, финансовые услуги.

– Конечно, закон не успевает отреагировать на все изменения в нашей жизни, новые услуги и товары, которые появляются на потребительском рынке. Но совершенствование законодательства ведется постоянно. Наиболее крупные изменения в Федеральный закон были внесены в конце 2007 года. Они касались порядка обмена технически сложных товаров, их гарантийного ремонта, дистанционной торговли, потребительского кредитования.

Конечно, на деятельность кредитных организаций потребители жалуются не так часто, как на сломавшийся мобильник. Тем не менее жалобы поступают регулярно. За прошлый год в Управлении Роспотребнадзора рассмотрели 76 письменных и устных обращений граждан на нарушения их прав в сфере потребительского кредитования. За год специалисты отдела по защите прав потребителей провели 38 проверок в отношении кредитных организаций. Среди основных нарушений – включение в кредитные договоры условий, которые ущемляют права потребителей, в частности взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета, штраф за досрочное погашение кредита, прописанное в договоре право банка в одностороннем порядке менять годовую процентную ставку. В результате было возбуждено семь дел об административных правонарушениях, вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, в том числе шесть – в отношении юридических лиц, общая сумма штрафов составила 60 тыс. рублей.

А вот на нарушения прав потребителей при дистанционной торговле жалобы поступают редко, отмечает Нина Астраханцева. Хотя случаи бывают вопиющие. К примеру, в прошлом году жительница Иркутской области приобрела через Интернет медицинские препараты на сумму 30 тыс. рублей. Оказалось, что заявленная продавцом ценность товара была явно преувеличена: те же препараты можно купить в любой аптеке в общей сложности не дороже чем за полторы тысячи. После обращения регионального управления к коллегам московского Управления Роспотребнадзора деньги потребителю удалось вернуть.

Большую часть претензий удается разрешить в досудебном порядке, но иногда обращение в суд остается единственной возможностью потребителей защитить свои права. За прошлый год число исковых заявлений, подготовленных специалистами Управления в защиту прав потребителей, увеличилось вдвое – до 132. Часть этих дел еще находится в стадии рассмотрения, 45 заявлений удовлетворены в пользу потребителей, присуждено к выплате 1,5 млн рублей, в том числе 125 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.

Кстати, в судах Управление Роспотребнадзора защищает не только права отдельных граждан, но и законные интересы неопределенного круга потребителей. В частности, в прошлом году региональное управление обратилось в суд с иском к банку, который нарушал права своих клиентов. В своих договорах банк делал оговорку: обратиться в суд на него можно только по месту нахождения юридического лица, то есть в Москве. Еще одним поводом обращения к правосудию стала некачественная питьевая вода в Нижнеудинске (рассмотрение дела еще не завершено).

– Граждане стали активнее, но правовой грамотности, чтобы отстоять свои интересы, не хватает, – отмечает Нина Астраханцева. – Не всегда ориентируются в своих правах и обязанностях также продавцы товаров и услуг. Сегодня Управление Роспотребнадзора ведет большую работу по информированию граждан и предпринимателей, проводятся семинары, работают горячие линии. Также консультированием потребителей занимаются и общественные организации. Но чтобы реально повысить правовую грамотность, необходима комплексная работа, которой должны быть охвачены, в том числе, дети и подростки. Лучший вариант – ввести в школьную программу изучение потребительского законодательства.