Геннадий Истомин: «Роль ТОСов в управлении и реформировании ЖКХ будет возрастать»

Ни для кого не секрет, что многие города и поселки нашей области строились десятки лет назад. В особенности это касается городов Иркутска, Тулуна, Тайшета, Усть-Кута, Киренска. Многие коммуникации сильно изношены. Их содержание, которое бы гарантировало бесперебойную работу в условиях жестоких морозов длительное время года, очень затратно и требует больших вложений. В городах и поселках началась замена коммунальных сетей и узлов, и такая работа требует значительных средств.

 
В таких условиях в качестве общего приоритета должна стоять тема энергосбережения и внедрения технологий, которые позволяют намного экономнее расходовать воду, тепло, электроэнергию, а значит снизить стоимость обслуживания жилья. Это не только счетчики и не только энергосберегающие лампочки. Это и новые подходы к ремонту жилых домов, к эксплуатации оборудования, использование новых материалов.
 
Кроме этого, нужно менять и психологию людей, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к своему жилью не должно ограничиваться своей квартирой. Именно поэтому основной темой совещания стало обсуждение форм вовлечения граждан в решение вопросов управления жилищно-коммунальной сферой и проблем, связанных с формированием тарифной политики за услуги ЖКХ. По мнению участников совещания, одной из действенных форм контроля за работой управляющих кампаний и эффективного вовлечения граждан в организацию жизнеобеспечения жилого фонда являются ТОСы – территориальное общественное самоуправление.
 
Участники совещания рассмотрели несколько моделей формирования территориального общественного самоуправления. Как отметил Геннадий Истомин, такая работа проводится пока только в трех-четырех МО Иркутской области, однако это на сегодняшний день – одно из важнейших направлений вовлечения людей в решение вопросов ЖКХ. «Посредством ТОС, в том числе, можно влиять на тарифную политику в жилищной сфере, – отметил Геннадий Истомин, – хотя нужно понимать, что сегодня квартплата состоит из двух частей – коммунального тарифа, зависящего от установленных тарифов на тепло, воду и др., и жилищного тарифа, который в структуре квартплаты составляет всего 20% и зависит от расценок на услуги управляющих компаний, тарифы на вывоз ТБО и прочих составляющих».
 
Как рассказала председатель ТОС «Пульс добрых сердец» (г. Иркутск, Ленинский район) Татьяна Куликова, в настоящее время в ТОСе имеется информация о том, сколько денег потрачено на ремонт и управление каждым домом, какие работы проводятся. «Переносить деньги с одного дома на другой Управляющая компания, по закону, не имеет права. Поэтому мы можем контролировать расходование средств, собранных на обслуживание жилья», – рассказала она. По ее словам, между УК, ТОСом и старшими по домам заключен договор, и представители общественности входят в комиссии по приемке работ, выполненных подрядными организациями в каждом конкретном доме.
 
Заместитель руководителя «Центра развития местного самоуправления» Ангарского муниципального образования Игорь Шадрин выразил недоумение по поводу политических акций, прошедших в Ангарске, на которых представители КПРФ высказывали протест по поводу повышения квартплаты. «Те, кто разбирается в данном вопросе, понимают, что здесь слишком много политики. Потому что есть собственники жилья, которые могут регулировать жилищные тарифы (в Ангарске оплата за тепло, горячее водоснабжение не входят в квартплату и производится жильцами напрямую поставщику услуг). До мая собственники жилья должны определиться с тем тарифом, который они готовы платить управляющей компании», – заявил Игорь Шадрин. По его словам, в настоящее время в АМО активно работают 58 Советов общественности. Они объединяют старших по домам, старших по подъездам, по улицам (в частном секторе) для выработки задач, которые затем ставятся перед муниципальной властью. Оперативный контакт между общественниками и администрацией МО осуществляют инспекторы, работающие в каждом поселении Ангарского района. Совместными усилиями было запущено несколько проектов – «Дом, в котором я живу» (по благоустройству домов), «Чистый двор» (уборка территории), «Зеленый двор» (высадка деревьев и цветов), «Цветной двор» (окраска конструкций на детских площадках, лавочек на придомовой территории). Жильцы домов проводят работу самостоятельно, районный бюджет финансирует только закупку необходимых инструментов и материалов.
 
Председатель Общественного самоуправления «Лесник» АМО Александра Родионова привела пример самостоятельного решения гражданами жилищных вопросов. По ее словам, жильцы поселка (а это частный сектор) не согласились с расценками за вывоз твердых бытовых отходов, предложенными специализированными компаниями. «У одного из наших жильцов есть грузовая машина – он согласился вывозить мусор за небольшую плату. Кто-то согласился грузить мусор. Мы заключили договор с полигоном ТБО. И сейчас сами собираем и вывозим мусор», – рассказала Александра Родионова.
 
Между тем, как отметили участники совещания, такая форма работы приемлема в частном секторе, но малопригодна для управления многоквартирными домами. Здесь требуется отработка механизмов взаимодействия между ТОСами, управляющими компаниями и местными администрациями. Петр Воронин отметил, что в Иркутске уже создана саморегулируемая организация управляющих компаний. Вскоре, в связи с готовящимися изменениями федерального законодательства, без вступления в СРО не сможет работать ни одна УК. «СРО будет наделена полномочиями третейского судьи при решении споров между управляющими компаниями и полномочиями дисциплинарного комитета, который может определить наказание для управляющей компании за допущенные нарушения, вплоть до исключения из СРО, что влечет отказ в праве управлять жилым фондом», – отметил Петр Воронин. По его словам, при принятии санкций в отношении УК будет востребована экспертная оценка территориального общественного самоуправления.
 
«Роль ТОСов будет возрастать, – сказал Геннадий Истомин. – Мы планируем в ближайшее время получить дополнительную информацию из муниципальных образований Иркутской области по развитию территориального общественного самоуправления и рассмотреть этот вопрос на Совете при губернаторе Иркутской области». Геннадий Истомин не исключил, что уже в ближайшее время будут разработаны материалы для муниципалитетов, в которых будет обобщен опыт создания и работы ТОСов, и рекомендации для исполнительной власти по развитию этой формы самоуправления. Возможно, ТОСы смогут получать гранты.