08 июля 2009

Вскрытая форма Павла Разгуляева

Монохромные кроваво-красные или девственно-белые полотна, сложные, на грани мешанины, сочетания цветов, запутанные переплетения линий. Иногда части сюжета, спрятанные в целом, сложно обнаружить, а порой кажется, что автор в каком-то смысле препарирует действительность. Однако московский художник Павел Разгуляев утверждает, что всего лишь экспериментирует, проверяя на прочность очевидные соответствия и выворачивая наизнанку привычные шаблоны.

На его выставке «Форма как событие», открывшейся в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, представлено около 40 работ, выполненных акрилом по бумаге, с применением шелкографии. Рамами служат огромные куски картона и двухсторонние стенды, отделанные холстом. Картины как будто стараются донести до зрителя некое послание, предположительно о том, что мир может быть не таким, как кажется.

– Значение названия «Форма как событие» на самом деле противоположно своему прямому смыслу, – пояснил Павел Разгуляев. – Ведь наш мир постоянно меняется, может принимать любые формы, допускать любой взгляд. Проблема в том, чтобы поломать свои стереотипы и попытаться посмотреть так, как может быть сложно и неудобно. И тут возникает проблема оценки. Вот такая постоянно «варится каша», в которой участвуешь даже не как субъект, а как объект.

Первая выставка Павла Разгуляева в этой концепции называлась «Граница цвета», автор пытался преодолеть стереотипы восприятия. Это, по-видимому, ему весьма успешно удалось: когда художника спросили, почему на его картине «Беременная женщина» у героини лиловый живот и нет ли в этом мрачного намека, он ответил, что думать так все равно, что считать, будто стихи Омара Хайяма – о пьянстве и разгульном образе жизни.

По мнению искусствоведа, заместителя директора художественного музея по науке Татьяны Огородниковой, Павла Разгуляева условно можно отнести к поставангардистам. Хотя в Иркутске автор представил только одну сторону своего творчества. Еще он занимается полиграфическим дизайном, живописью, а также работает над проектами, связанными с применением современных технологий в визуальном искусстве.

Выставка будет работать до 19 июля. В это, время Павел Разгуляев мечтает посетить Байкал, о котором ему много рассказывал иркутский художник Игорь Ширшков. На вопрос, вдохновит ли его великое озеро, москвич без сомнений ответил: «Безусловно, но живопись здесь, скорее всего, ни при чем».

Другие материалы