11.03.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
11.03.2009 13:00

Берестяные «Валенки» Евгения Ушакова

Евгений Ушаков – один из старейших и самых деятельных художников Иркутска. В свои 84 года он не только ходит в походы и сплавляется по рекам, но и активно работает – в живописи, акварели, пастели и берестяной мозаике, которая принесла ему всероссийскую известность. В отделе сибирского искусства в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева открылась выставка, демонстрирующая сразу три грани его таланта.

Совсем недавно – в декабре прошлого года – у Евгения Ушакова уже была персональная выставка. Тогда в галерее современного искусства «Дом художника» демонстрировалась только живопись мастера, теперь – и уже в областном художественном музее – автор представляет свои берестяные панно, нежнейшие акварели, которые не выставлялись около 20 лет, и небольшие пастельные зарисовки последних лет.

Пластинчатая мозаика из бересты, как называет этот жанр декоративно-прикладного искусства сам автор, им и изобретена. Искусствоведы затрудняются назвать аналоги в российском искусстве – жанр целиком и полностью придуман и разработан сибирским мастером. Монументальные работы многие могли видеть, даже не зная имени автора, – в лингвистическом и железнодорожном университетах, Доме офицеров, кинотеатре «Баргузин», на железнодорожном вокзале. Но в экспозицию художественного музея попали, конечно, меньшие по размеру панно. Самое позднее из них датируется прошлым годом и называется «Валенки-валенки». Светлый образ женщины, обнимающей валенки, возвышается над темными фигурами, окруженными колючей проволокой.

– «Валенки-валенки» – одна из любимых песен солдат Великой Отечественной войны. Ее исполняла великая русская певица Лидия Русланова – феноменальный голос, самородок, – рассказывает Евгений Ушаков. – Она пела ее на ступеньках Рейхстага, а потом угодила в Сибирь, в Тайшет. Потому что была замужем за генералом Крюковым, а генерал Крюков был другом Жукова, а Жуков по популярности не уступал Сталину. И, ревнуя Жукова, Сталин начал убирать его окружение.

Историческая тема – главная в берестяных панно. Среди работ есть, например, «Скифы», одна посвящена сибирскому просветителю Иннокентию Вениаминову.

Другой любимой темой художника, которая проникает и в берестяные картины, является природа. Неизменная любовь к природе родного края вдохновляет вновь и вновь писать пейзажи Прибайкалья. И здесь объектом художника становится буквально все – банька на берегу Байкала и полевые цветы, разлив реки и снег в конце мая. Куратор выставки Тамара Драница говорит, что акварели Евгения Ушакова не выставлялись более 20 лет. Нежность акварельного тона делает более доброй суровую природу, картины будто обретают некую прозрачность, бесплотность.

Третьей гранью таланта Евгения Ушакова, представленной на персональной выставке, стали пастели. Новый жанр художника для иркутского зрителя. Написанные в период с 2001 по 2006 год, это своего рода путевые заметки. Небольшие «фотографии», сделанные на память настоящим художником.

– Пастели сделаны на сплаве по рекам, я всегда путешествую с блокнотом и этюдником. На каждом привале я делал зарисовки, – рассказывает Евгений Ушаков. – 20–30 минут – и готово. Потом можно в мастерской что-то обработать, добавить.

Маленькие картинки выставлены в витринах, и их можно читать, как комикс, – работы показывают не только виды природы, представшие перед взором автора, но и сценки из жизни туристов: привал, разведение костра, жизнь в палатках. Главная черта всех произведений Евгения Ушакова, пожалуй, это то, что он все пишет с большой любовью, но не к себе, а к окружающей его действительности. Видимо, поэтому работы прямо-таки дышат добротой.