06.02.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
06.02.2009 13:00

«Песочные часы» Натальи Ступиной

Задумайтесь, что «сейчас» – это всего лишь мгновение между «только что» и «потом». Вот оно было, и вдруг его нет. Состояние, нюанс, настроение, мысль, мелькнувшая в голове, через секунду становятся достоянием вашей личной истории. И воспоминания о минувшем так похожи на хрупкие засушенные лепестки между страницами книги – все, что остается от некогда наполненного живыми соками цветка. 

 

Молодая усть-илимская художница Наталья Ступина в своем творчестве захотела остановить некоторые мгновения жизни. Посмотреть на время с позиции этого автора можно в иркутской галерее «Дом художника». Во вторник здесь открылась выставка «Песочные часы», на которой представлено 22 работы в технике цветной пастели.

– На этой выставке есть картина, которая дала ей название, – отметила художница на открытии. –  «Песочные часы» отражают мое восприятие времени. С одной стороны, оно незыблемо, то есть априори существует всегда. С другой – состоит из множества мгновений, которые безвозвратно уходят в прошлое. А в эти моменты всегда происходит нечто важное, что бы хотелось сохранить.

Однако сами песочные часы в программной работе художницы весьма условны, они одновременно похожи на воронку, в которую затягивает дома, деревья и предметы, и прекрасную вазу на шахматной доске с безумным букетом. Некая недосказанность присутствует во всех картинах художницы. Воздушные, тонкие по исполнению и мироощущению, они увлекают зрителя в забавную игру, где большое становится маленьким, и целый «Собор», словно произведение безумного кондитера, умещается на тарелке, а обычное «Чаепитие» таит возможность морского путешествия.

– История искусства циклична, и на новом ее витке мы снова переживаем период символизма, – считает искусствовед Татьяна Ларева. – В каждой работе молодой художницы мы видим знак, символ, образ. Конечно, это прежде всего восприятие нашей современницы. На выставке она очень уверенно и убедительно заявила о себе. Если внимательно посмотреть на картины, то можно заметить интеллект художницы, стремление к внимательному изучению традиций и рефлексию, которая отсылает нас ко многим именам мировой культуры.

Техника, в которой работает Наталья Ступина, очень капризна и требует кропотливого подхода. Пастель как бы соединяет в себе живопись и рисунок и дает возможность очень тонко выразить цвет, а также усилить и подчеркнуть звучание полутонов. Однако в качестве основного метода ее выбирают очень немногие авторы. 

– Я давно занимаюсь пастелью, выбрала ее в 2003 году, когда окончила художественно-графический факультет Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета, – рассказала Наталья Ступина. – Пастель мне очень подходит. Некоторые художники считают ее промежуточным этапом создания большой картины, для меня же это абсолютно самостоятельная техника.

Художница училась в классе известного усть-илимского автора Николая Тарасика, и при внимательном рассмотрении в ее работах можно заметить влияние мастера.

– Черты преемственности можно увидеть в пластическом композиционном решении, в знаковой системе, – считает Татьяна Ларева. – Но внутреннее «я» художницы совершенно иное, это другой философский подход, размышление о жизни. И ее индивидуальность набирает силу. Творчество Натальи Ступиной говорит о том, что Усть-Илимск – город с сильной художественной школой – жив, творит и развивается. Сегодняшние мэтры сами пробивали себе дорогу в искусстве, а сейчас у них появились ученики.

«Песочные часы» – первая персональная выставка Натальи Ступиной в Иркутске. Однако работы художницы уже довольно известны в родном городе. Она член молодежного объединения регионального отделения Союза художников России и главный хранитель фондов Усть-Илимской картинной галереи. Работы Натальи Ступиной находятся в частных коллекциях Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга.