23.01.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
23.01.2009 13:00

Гобелены из конского волоса

Представили в Иркутске художники из поселка Усть-Ордынский

Почему сегодня, в технократической, стремительно меняющейся реальности, мы все чаще обращаемся к традиции? Нас завораживают звуки, фактуры, образы, орнаменты, символический код которых, кажется, напрямую обращается к нашему бессознательному. Может быть, еще и поэтому природные материалы дарят такое ощущение уюта и умиротворения. Открыть для себя новый вид декоративно-прикладного искусства, «замешенного» на бурятской традиции, вы можете в Иркутском областном центре народного творчества и досуга. Здесь во вторник открылась выставка произведений мастеров Центра художественных народных промыслов поселка Усть-Ордынский.

Шаманы, герои и красавицы – в экспозиции представлено более 15 гобеленов из конского волоса и более 30 кукол в национальных бурятских костюмах. Природные цвета от вороного до белоснежного и ворсистая фактура гобеленов выгодно подчеркивают яркость парчи и бархата традиционной одежды маленьких фигур.

Один из авторов гобеленов Ефим Осипов рассказал, что это достаточно новый вид искусства. Казалось бы, ткут с незапамятных времен, а конский волос используют многие народы мира. Однако соединить эти традиции впервые догадалась в 1970-х годах художница из Бурятии Светлана Ринчинова. Ей даже был выдан соответствующий патент Государственного комитета по изобретениям и открытиям СССР. Сам же Ефим Осипов узнал об искусстве изготовления гобелена из конского волоса от своей тети, якутской мастерицы Жанны Хунгеевой. Его творческие устремления совпали с интересами супруги Екатерины Мандухаевой, выпускницы Училища культуры и искусства Республики Бурятия, гобелены которой тоже можно увидеть на выставке в Иркутске. Чем же привлек художников этот, на первый взгляд, неподатливый материал с ограниченной цветовой палитрой? 

– На самом деле существует более 25 тысяч оттенков конского волоса, – рассказал Ефим Осипов. – Естественные цвета этого материала очень хорошо подходят для изображения традиционных этнографических сюжетов. Мы с супругой постоянно занимаемся краеведческой работой, ищем идеи для гобеленов. А если честно, я чаще всего на интуитивном уровне чувствую некую пустоту, которую нужно заполнить определенным сюжетом.

В произведениях Ефима Осипова наиболее сильны религиозные и героические мотивы. Это и традиционная религия бурят – шаманизм, с обожествлением сил природы и умерших предков, например в работе «Камлание», где дух шамана затерялся среди языков пламени высшего мира. Или сотканное под влиянием буддизма полотно «Гэсэр безликий», в котором можно увидеть мотивы восточной танки.

– Это работа не совсем декоративного характера, она для медитации, – отметил художник. – Видите, у центральной фигуры нет лица. Это для того, чтобы человек в процессе самопогружения мог стать Гэсэром.

Ефим Осипов вообще очень часто в своем творчестве обращается к эпосу «Гэсэр» – вершине устного творчества бурятского народа. Его герой – ниспосланный небом богатырь, очищающий землю от чудовищ. В культовой же практике Гэсэр – универсальное охранительное божество – покровитель воинов, защитник стада, победитель демонов, податель счастливой судьбы. В планах художника создать огромный занавес, посвященный великому эпосу, на котором будет выткано более

200 фигур. А пока на выставке можно увидеть «портрет» сказителя Пеохана Петрова, уроженца улуса Хадахан, с чьих слов и был записан эпос «Гэсэр».

– Это одна из моих ранних работ, ведь я занимаюсь ткачеством всего семь лет, – рассказал 33-летний художник. – Я хотел изобразить Пеохана Петрова, но у меня не было хорошей фотографии, и получился некий белый старец, который проводит священный обряд перед повествованием.

Есть на выставке и лирические пейзажные работы, и символические полотна. По словам автора, он неохотно продает свои произведения, ведь его цель – собрать достаточное количество гобеленов для персональной выставки. Однако у Ефима

Осипова уже есть ощутимые успехи. Например, несколько его работ покупает Усть-Ордынский национальный музей.

Гобелены Ефима Осипова и Екатерины Мандухаевой удачно дополняют небольшие куклы в национальных бурятских костюмах, созданные художником ансамбля песни и танца «Степные напевы» Раисой Протопоповой. Их выразительные лица сделаны из пластика, соленого теста и папье-маше. Яркие костюмы – из парчи, шелка, бархата и золотой тесьмы. Прически – из натуральных человеческих волос, которые по просьбе художницы собирают парикмахеры. Куклы Раисы Протопоповой пользуются большим спросом у туристов, которые увозят их в разные уголки мира.

– Я начала делать куклы еще в детстве, – рассказала мастер. – Наверное, это увлечение и определило выбор профессии – я поступила в Иркутское училище искусств. Сейчас куклы занимают все большее место в моем творчестве. У меня есть и любимые персонажи, например вот эта молодая девушка в красном платье получилась очень похожей на мою племянницу.

Выставка работ мастеров из Усть-Орды будет работать до 15 февраля.