29.12.2008 13:00
Рубрики
Культура
Теги
29.12.2008 13:00

Год культуры – повторить!

В понятие «культура» каждый человек вкладывает что-то свое. Для одних это реальные объекты культурного наследия: здания, памятники, картины, книги. Для других – то, что проникает во все сферы жизни и определяет уровень личной интеллигентности. Для третьих – калейдоскоп ярких событий: фестивалей, выставок, спектаклей. Тем не менее сфера культуры – это полноценная государственная отрасль со своими задачами и проблемами.

 

2008 год был объявлен в Иркутской области Годом культуры. Был ли он только чередой интересных мероприятий или реально улучшил положение отрасли? Удалось ли людям культуры привлечь внимание к своим проблемам и тем самым ускорить их решение? Эти и другие вопросы мы обсудили на круглом столе в редакции газеты «Областная». В разговоре приняли участие министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников, его заместители Сергей Ступин и Вячеслав Кожевников. Директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов, директор Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского Владимир Шагин, директор Иркутской областной филармонии Марина Токарская, директор Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова Виктор Токарев, директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» Андрей Калиниченко, директор Иркутского областного краеведческого музея Людмила Колесник, директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Елена Зубрий, директор Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Ольга Стасюлевич и заместитель директора Иркутского областного центра народного творчества и досуга Ольга Конторских.

– Насколько значимым проектом был уходящий Год культуры в Иркутской области?

Виталий Барышников:

– Считаю, что рано подводить итоги, ведь культура не может быть ограничена календарем. Кроме того, у работников культуры каждый день, месяц и год культуры. Но, на мой взгляд, важен сам факт такого проекта. Поэтому хочу сказать спасибо деятелям культуры и искусства, сотрудникам департамента культуры и архивов и лично Вере Кутищевой, а также писателю Валентину Распутину, владыке Вадиму и всем, кто формировал необходимость принятия такого решения. Мне кажется, Год культуры состоялся.

Хочу отметить, что у нас Год культуры плавно перетекает в Год молодежи. И это очень символично, ведь в нашей сфере работает много молодежи, а у каждого молодого человека должен быть доступ к культурным ценностям.

Сегодня у людей есть страх перед будущим, но я считаю, что кризис в первую очередь возникает в головах. Убежден – все, чего достигли в этом году, в следующем мы не потеряем. Министерство культуры останется защитником и соратником, и если нужно – лоббистом интересов работников культуры и искусства. Может быть, нам и придется ужаться в своих непервоочередных потребностях, но мы сможем проработать законодательную базу культуры, поддержать ветеранов творческих профессий и подготовиться к 350-летию областного центра. Мало сохранять достигнутое, ритм жизни сегодня такой, что если ты притормозишь, то не остаешься на месте, а начинаешь двигаться назад.

– Какие задачи ставились перед культурой Приангарья в 2008 году?

Сергей Ступин:

– Когда Год культуры только затевался, мы делали акцент как на развитии инновационных проектов в областных учреждениях, так и на активизации культурной жизни в муниципальных образованиях. Ведь если в Иркутске жители имеют богатый «культурный» выбор. В районах ситуация противоположная. Благодаря Году культуры мы добились того, что в каждом муниципалитете были составлены свои культурные программы. Это позволило выйти на новый уровень отношений местных администраций к культуре как к отрасли.

– То есть мэры действительно обратили внимание на культуру?

Вячеслав Кожевников:

– В этом году была оказана небывалая материальная поддержка муниципальной культуры со стороны областных и районных властей. Как никогда активно ремонтировались и вводились в эксплуатацию новые учреждения. В каждом из 42 муниципалитетов верхнего уровня за счет местного бюджета было отреставрировано по два-три клуба. Из области на укрепление материально-технической базы было направлено более 30 миллионов рублей. И впервые мы начали поддерживать работников культуры. 42 человека в этом году получили премии по 50 тысяч рублей за личный вклад в развитие сферы.

Кроме того, впервые был объявлен конкурс на звание «Народный мастер Иркутской области», по результатам которого пять человек на межрегиональном конкурсе «Русь мастеровая» получили по 25 тысяч руб-

лей. В этом году мы также открыли 40 информационных центров на базе сельских библиотек и 22 базовых центра народных ремесел. А в муниципальных образованиях прошли мероприятия всероссийского, межрегионального и областного уровня. Например, этап Всероссийского фестиваля видеофильмов о народной культуре в Байкальске. Кстати, сейчас решается воп-

рос о том, чтобы этот город стал всероссийской площадкой фестиваля.

Ольга Стасюлевич:

– Хочу отметить, в этом году мы впервые получили из федерального бюджета свыше 5 миллионов рублей на пополнение фондов сельских библиотек. И поскольку эта программа подразумевает софинансирование, муниципальные власти тоже выделили деньги на покупку книг. На конец ноября эта сумма составила около 4 миллионов рублей. В области также работает программа «Сельские библиотеки», которую в этом году подхватили и муниципалитеты. Кроме того, в этом году книги в библиотеки жертвовали меценаты. Например, «молчановке» и художественному музею на днях было подарено шикарное издание о Третьяковской галерее.

Елена Зубрий:

– Добавлю, что при поддержке фонда «Меценат», созданного для развития Иркутского художественного музея, в этом году была проведена выставка Третьяковской галереи. Ее организация стоила более 2 миллионов рублей. Но за 50 дней экспозицию посетило около 60 тысяч человек, и мы получили доход в 3 миллиона рублей. Вырученные средства мы потратили, в том числе, на издание книги, посвященной 160-летию со дня рождения основателя первой картинной галереи Иркутска Владимира Сукачева, которое будет отмечаться в 2009 году. Среди значимых событий ухо-

дящего года также выставка скульптора Даши Намдакова и открытие после реставрации главного здания усадьбы Сукачева.

– Что принес в жизнь Иркутского драматического театра Год культуры?

Анатолий Стрельцов:

– Вы знаете, я считаю, в рамках этого разговора нужно не столько отчитываться о мероприятиях, сколько посмотреть, что в этот год произошло действительно значимое. Сейчас мы говорим, что все наши учреждения культуры работали и что-то перевыполняли. Но, на мой взгляд, власти за многочисленными административными перестановками Год культуры упустили из виду. Поэтому, может быть, стоит спросить, что же сделала область в этот год для работников культуры?

Мы уже давно просим построить общежитие, моим молодым артистам негде жить. Мы много говорим о необходимости создания института культуры в Иркутске. Отсутствует закон о культуре Иркутской области и другие нормативные документы. Мы думали, что в Год культуры эти вопросы начнут решаться. Но этого не произошло.

Мне кажется, что все значимые события происходили, скорее, вопреки административной ситуации. Я считаю, нужно Год культуры повторить! Продолжить его в Год молодежи и помочь нашей молодежи в культуре. Ведь изначальная цель была не столько активизировать работу культуры, сколько обратить на нее внимание власти. Культура – вещь эфемерная, она всегда была у русского народа, а вот человека культуры можно убить простым невниманием.

– Расскажите, а как ваш театр себя чувствует в статусе автономного учреждения?

– Нормально, ведь мы все равно государственное учреждение, просто у нас более упрощенная схема отчетности. Например, нам дали 5 рублей на то, чтобы мы выпустили определенное количество спектаклей, и я уже не спрашиваю, можно ли пригласить определенного артиста. Правда, у нас еще очень сырая законодательная база. Например, для того чтобы сдать на три часа зал по установленным расценкам, я должен подписать разрешение в двух инстанциях, то есть ходить с бумажками неделю.

– Каким Год культуры запомнился музыкальному театру?

Владимир Шагин:

– Я согласен с коллегой по поводу Года культуры. Кроме того, в Иркутске еще есть такая проблема – наши работники не могут войти в муниципальные программы по доступному жилью, хотя областные учреждения прежде всего работают на город. В культуре действительно много проблем, в том числе весьма прозаичных, например с пожарной безопасностью. Вот наш театр был построен 25 лет назад, его сдали в эксплуатацию и тут же составили акт о недоделках и неправильной эксплуатации (улыбается).

Анатолий Стрельцов:

– У меня такая же ситуация, причем меня пришел штрафовать тот же человек, который подписывал акт о приемке театра.

Владимир Шагин:

– Мы постоянно получаем предупреждения, что нас закроют, но ни для кого не секрет, что театр является основным местом проведения областных мероприятий. Я всегда говорю: а вам самим-то не страшно сюда ходить? В прошлом году нам выделили деньги на реконструкцию зрительного зала, я пожарным сообщил: лед тронулся. А сейчас из-за недостатка финансов все вновь застопорилось.

Вы знаете, без Года культуры в Челябинске строится жилой дом для работников культуры, в Ново-

сибирске провели конкурс на строительство нового музыкального театра. Я не знаю, кто еще спорит о необходимости строительства концертного зала в Иркутске? Только наш театр с начала сезона провел 22 мероприятия областного уровня, и я ни разу не сдал его в аренду, потому что иначе мои актеры начали бы забывать спектакли. А ведь есть эскизный проект концертного зала, и отведен участок земли.

Елена Зубрий:

– Да и дела с реставрацией областных учреждений продвигаются медленно. Половина усадьбы Сукачева «на мертвой точке». Основное здание краеведческого музея на улице Карла Маркса и нашего – на Ленина – в предаварийном состоянии.

Марина Токарская:

– В филармонии тоже вместо восьми фестивалей в этом году провели 16 и отреставрировали органный зал. Но проблемы, связанные с материальной базой, все-таки остались. Например, наши музыканты фактически раздеваются прямо на глазах изумленной публики, ведь у нас нет ни одной гримерной. А недавно мы проводили концерт квартета Бородина и решили сделать билеты по 1,5 тысячи рублей, уповая на высокий уровень коллектива – ведь когда музыканты выступали в драмтеатре, за ту же цену был полный зал. Но в филармонию люди не пошли, потому что она по своему внешнему облику не соответствует тому высокому уровню задач, которые решает. Хотя у нас лучший зал по акустике во всей Сибири и на Дальнем Востоке. Но публика хочет красоты и комфорта. 

Кстати, у меня артистам филармонии тоже негде жить. Конечно, мы арендуем квартиры благодаря помощи министерства, но люди мечтают о собственном жилье. Поэтому хотелось бы, чтобы следующий год мы воспринимали как год заботы о молодежи в культуре. Вы думаете, почему из Иркутска уезжают молодые музыканты? Просто они понимают, что здесь никогда не получат квартиры и того уровня жизни, который заслуживают.

– Как Год культуры почувствовали в ТЮЗе?

Виктор Токарев:

– О детском театре разговор особый. В нормальной семье подрастающее поколение – приоритет, но на государственном уровне искусство для детей почему-то на периферии внимания. Хотя именно благодаря Году культуры мы провели первый областной фестиваль спектаклей для детей и юношества «Синяя птица». Это событие из ряда вон выходящее, потому что еще недавно от Свердловска до Тихого океана не было ни одного фестиваля детских театров.

Однако в этом году в Кемерово тоже прошел первый межрегиональный фестиваль театров для детей и подростков «Сибирский кот». И мы с «Аистенком» были свидетелями того, насколько серьезно там относятся к культуре. Например, артисты получали медали из золота, инкрустированные бриллиантами, и премии по 100 тысяч рублей.

– Театр кукол «Аистенок» и ТЮЗ много ездят по самым отдаленным районам области. Какие у вас ощущения по этому поводу?

Андрей Калиниченко:

– Мы недавно вернулись из гастролей по Северу, и хочу сказать, что люди даже в кризис тянутся к искусству. Вот в Жигаловском районе, когда мы приезжали туда три года назад, спектакли собирали от силы половину зала, а в этот визит было два аншлага, причем пришли не столько школьники, сколько родители с детьми. Это еще связано и с работой Байкальского экспресса, который зрители теперь ждут с нетерпением.

– А каким был Год культуры для краеведческого музея?

Людмила Колесник:

– Конечно, мы свою деятельность в 2008 году построили немного иначе, ведь мы являемся методическим центром для муниципальных музеев. Например фестиваль «Маевка» провели под девизом «Культура в Сибири – Сибирь в культуре». И 44 музея области рассказали нам, как у них проходит Год культуры. Мы осуществили много ярких проектов, в том числе организовали несколько выездных выставок. Хотя проблем у нас, как и у всех, хватает. Но мы, как и руководители всех учреждений культуры области, к ним относимся адекватно и терпим, и ждем, и доказываем.

– Областные учреждения культуры в течение 2008 года работали по отраслевой системе оплаты труда. Как вы оцениваете новую схему начисления зарплаты?

Андрей Калиниченко:

– Хорошо. Теперь мы не ломаем голову, за что можно человеку доплатить, если он ценный работник. Основы же оплаты – оклады в единой тарифной сетке – остались те же. Но, насколько я знаю, Министерство культуры РФ скоро должно защищать специально разработанные для культурной сферы оклады, которые отличаются от единой тарифной сетки. А вообще, работать стало интереснее – возможностей больше. Например, можно увеличивать зарплату молодым специалистам.

Виталий Барышников:

– Специалисты при переходе от тарифной сетки к отраслевой оплате ничего не теряют. Но тем, кто эффективнее и качественнее работает, руководители могут увеличивать заработную плату за счет надтарифного фонда.

– Есть ли риск, что в связи с кризисом упадет поток посетителей учреждений культуры?

Людмила Колесник:

– Я так не думаю. Мы не будем выживать, мы будем жить и работать так, чтобы наши мероприятия вызывали интерес у зрителя.

Вячеслав Кожевников:

– И потом, у нас не такая высокая цена билета, чтобы он стал людям не по карману.

– А во время кризиса 1998 года было падение?

Андрей Калиниченко:

– Наоборот, я помню, мы в театре как раз отмечали увеличение потока. Зрители вернулись в театр.

Владимир Шагин:

– На самом деле сейчас интересная ситуация: люди остаются без работы и идут в сферу культуры.

Ольга Стасюлевич:

– И мы это уже ощутили на себе, к нам начали устраиваться на работу специалисты, которых мы раньше не могли привлечь из-за сравнительно низких зарплат.

– Так все-таки Год культуры в Иркутской области состоялся?

Вячеслав Кожевников:

– Мне кажется, что да, но он обнажил проблемы, которые были в культуре.

Ольга Конторских:

– Важно понимать, что когда проходит такая грандиозная кампания, активизируется сама тема культуры. Хорошо, что на нее обратили внимание и были предприняты реальные шаги: ремонтируются Дома культуры, увеличиваются зарплаты. Люди впервые начали получать премии за свою работу. Главы местных администраций посмотрели на работников культуры серьезно.

Вячеслав Кожевников:

– Вот конкретный пример: мэр Заларинского района недавно провел миллионный ремонт местного Дома культуры, который еще с социалистических времен стоял с недоделками. И готовил он его именно к областному мероприятию.

Виталий Барышников:

– В финале нашей беседы хотелось бы сказать, что культура – это не только красивые, пышные мероприятия. Это лишь одно из направлений работы. Другое дело – помощь и лоббирование интересов культуры. Одну из основных задач грядущего года я вижу в том, чтобы подкрепить наши учреждения и творческие союзы грамотными нормативно-правовыми актами, ведь постоянно ужесточаются Бюджетный кодекс РФ и требования трудового законодательства. Мы должны защитить нашу отрасль и людей, которые в ней работают. Еще одно поле для деятельности – инвестиционные проекты и строительство объектов культуры.

У нас есть масса проблем, и действительно нужно разделять Год культуры как год интенсивной деятельности наших учреждений и как событие для каждого жителя области. Если люди это почувствовали – значит, это было не зря, а мне кажется, что наши земляки все-таки его ощутили. Лично для меня Год культуры начался с принятия законов о поддержке культуры в Иркутской области и деятелей культуры, проживающих в сельской местности. И это существенно.

Думаю, Год культуры будет продолжаться, ведь настоящая культура, действительно, не в деньгах и мероприятиях, а в головах и душах.