28.11.2008 13:00
Рубрики
Культура
Теги
28.11.2008 13:00

Романовы без пафоса

Портреты, которые вызывают не пиетет, а улыбку и желание взглянуть на историю нашего государства в ином ракурсе. В Иркутской галерее «Дом художника» открылась выставка братского художника Владимира Никишина «Правление дома Романовых в России». Несмотря на несколько пафосное название, вы не увидите здесь парадных картин. Напротив, сможете взглянуть на императоров с чисто человеческой точки зрения. Однако при этом наверняка приумножите свои познания в истории. Ведь при всей нестандартности взгляда автор предельно внимательно отнесся к деталям.

 

В экспозиции можно увидеть 18 представителей дома Романовых, которые царствовали на российском престоле чуть более 300 лет. Всю серию отличает стилистическое единство, тщательная проработка деталей и чистота приема.

– Это очень качественная графика, – отметил заслуженный художник РФ Сергей Элоян. – Очень сложно множество работ, посвященных разным персонажам, сделать серией и сохранить единство приема и композиции. Подкупает и достаточно тонкое отношение к персонажам. Здесь есть ирония, но это не жесткая сатира, а теплый народный юмор. Наверное, если бы царей изображал народный театр, то они получились бы такими. На мой взгляд, это очень верная нота по отношению к ним. И хорошая игра для глаза и для ума.

Вот, например, любительница пышных балов и нарядов Елизавета в окружении бюстов своих фаворитов. Или Екатерина Великая с множеством орденов и медалей на фоне памятника Петру I, поставленного по ее указу. Или фигура последнего царя Николая II на фоне «обоев» из пятиконечных звезд, где слева, из маленького «окошка», как черт из табакерки, выглядывает Владимир Ленин.

– Я намеренно старался избегать негатива, – пояснил Владимир Никишин. – Не хотел делать злых или помпезных портретов. Ведь они прежде всего люди со своими странностями: с любовью к попугайчикам, блаженным, к богато убранным столам. И я специально выискивал и привносил в портреты детали, которые касались личных пристрастий царей. По сути, в этих картинах важны не герои, гораздо значимее наша история, выраженная через них.

Владимир Никишин действительно избегал изображать кровавые подробности царствования самодержцев. Именно поэтому портрет Петра I он переписывал три раза.

– Две предыдущие работы были очень злыми. На первой он сидел за столом, по которому волоком тащат корабли, все это напоминало Гулливера с лилипутами. Во второй было откровенное насилие – подавление восстания стрельцов. И только потом возник образ, когда Петр сидит на огромном окне, «прорубленном в Европу», опустив ноги по щиколотку в Невский канал.

Интересно, что в каждой из работ Владимира Никишина есть почти безупречное сходство с прототипом. Основой для изображения царей послужила книга 1913 года, выпущенная к юбилею династии Романовых. Художник увлекся этой идеей, читая историю России. Сначала собирал материал, а потом три года работал. Каждый графический лист он создавал примерно полтора месяца. По словам автора, серия выставляется впервые.

– Я хочу показать ее в Иркутске моим учителям, великолепным графикам, – отметил Владимир Никишин. – И больше она нигде не будет выставляться. Почему? Ну, может же художник повыделываться!

Автор поделился, что в планах у него создание серии портретов Рюриковичей и современных советских и российских правителей. Однако следующая выставка в Иркутске, скорее всего, будет посвящена шаманам. Над этой темой Владимир Никишин работает уже много лет.

Выставка «Правление Дома в Романовых в России» будет работать до 27 декабря.