20.10.2008 12:00
Рубрики
Культура
Теги
20.10.2008 12:00

Коммуна молодости нашей

В музыкальном театре поставили советский водевиль

Эта история случилась в те годы, когда слова «оппортунист»,«меньшевик» и «ренегат» были самыми страшными ругательствами в нашейстране. А не в меру романтичные юноши и девушки в идейном экстазестарались построить общество новой формации. С материальными благамибыло туго, но любовь никто не отменял. В субботу на сцене Иркутскогообластного музыкального театра им. Н.М. Загурского состоялась премьераводевиля «Коммуна «Любовь». Спектакль по некогда популярной пьесеВалентина Катаева «Квадратура круга» поставил уже известный иркутянамрежиссер Михаил Поляков (Израиль). Музыку написал композитор МайкСамойлов.

Героипостановки – две молодые пары – только что оформили свои отношения иполучили…одну комнату в коммуналке. Что может быть абсурднее, с точкизрения современного человека, и одновременно обыденнее – для строителякоммунизма 1920-х годов? Сцену, или ту самую комнату в коммуналке,художник Зиновий Лейзерук оформил в духе времени – аскетично и пафосноодновременно. Подиум в центре огорожен металлическими арочнымиконструкциями, на которых гордо возвышаются лозунги: «Товарищи люди, напол не плюйте!», «Курить бросим – яд в папиросе!» или «Долойбезобразников по женской линии. Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!».

Вкаждой паре между юными молодоженами очень много общего: «единаяидеологическая платформа, трудовой контакт, взаимное понимание», носчастья нет. Более того, «красные супруги» – Тоня (Александра Гаращук)и Абрам (Арсен Митичашвили), Людмила (Евгения Калашникова) и Вася(Игорь Ладейщиков) – вместо того чтобы думать о благополучии«нарождающегося социализма», вдруг меняются партнерами. Абсурдностьситуации и комичные муки совести героев, которые размышляют о том, что«принципиально неэтично заниматься построением личного счастья на базенесчастья товарищей по борьбе», но «как это неэтично, когда всеэтично?!», не только веселят, но и вызывают ностальгию.

ЭстетикаКатаевской пьесы на сцене музыкального театр пришлась как нельзякстати. Да и, наверное, иркутский зритель слегка подустал от пышныхплатьев, вычурных шляп и лирических монологов последних премьер. В этомотношении «Коммуна «Любовь» выглядит очень свежо и лаконично. Впостановке нет затянутых сцен и пустот,действие развивается динамично и в то же время неторопливо. Молодыеактеры очень органично сочетаются со своими персонажами: правильнойидейной Тоней, романтичным Василием. Очень забавной получилась висполнении Евгении Калашниковой украинская девушка Люда. Артист АрсенМитичашвили хорош в роли еврейского юноши Абрама. Неожиданно весело –горящий взор, нелепый шарф и пламенные речи – выглядит в роли народногопоэта-самородка артист Игорь Алешин, которого зрители привыкли видеть восновном героем-любовником.

Образже очень ответственного работника Флавия, который руководит молодымистроителями социализма, позволяет выразить одну из граней талантанародного артиста РФ Владимира Яковлева. Сатиричными фразамиКатаевского текста: «Нечего деревню разваливать, ее и без тебяподнимут» или (об Абраме и Василии, которые затеяли дуэль наденикинских шашках) «Два придурка фехтуют обломками прошлого», актерпридает еще больший комизм ситуации. Боец революционного фронта,идеолог и в то же время «отец родной», он вовремя направляет на путьистинный окончательно запутавшихся в чувствах «ребятишек». И объясняетим, что какая бы у тебя ни была «идеологическая платформа», жить нужнопрежде всего по сердцу.

Заканчиваетсяводевиль ностальгически. Герои, выстроившись на сцене, как для общейфотографии, поют: «Только никогда ту коммуну любви мы не предадим!». Иэто финальный аккорд добавляет в постановку хорошего пафоса, которыйнаверняка оценят, в первую очередь, зрители старшего поколения.